Русский English Deutsch Hrvatski

Хорватия

«И наши народные песни, и хороводы, танцы и пляски, остаются на слуху и в памяти народа как самая необходимая потребность постижения прошлого, уяснения своей самости. Поэтому этот народ и в лихолетье истории впитывал в себя и песни, и пляски, и танцы, и хороводы, мелодию гуслей и лир, тамбуринов и мандолин, волынок и флейт..., но не чтобы утешиться от боли, а чтобы ее воспеть и продолжить вековые записи о страданиях, которые бы каждому напоминали о непомраченных источниках боли, течении тяжелых болезней и исцелении страдающих ими.

Тогдашний народ, практически неграмотный, читал Природу в оригинале, напрямую, без посредника, поэтому и получал в результате особенную копию полноты без искажения со стороны посредника.

(...) народ вообще не рассчитывает на то, что его кто-то слушает. Действительно верен факт, что поэт и певец – это творец, воплотитель и слушатель. В единстве в одной и той же личности воплощены и эти три элемента: поэзия, песнопение и мимика.

Народные мелодии, а также творения анонимных народных поэтов и песенников, танцоров и интуитивных изобретателей движения непосредственно вытекают из жизни народа, из живой практики, ежедневной манеры жизни, чтобы возникло достояние поколений, их исторической и фольклорной эпопеи; и в этом – начало Сущности мотива, переданное вестниками и постепенным движением поколений новым наследникам этих песенных, духовных фактов. Кто по-настоящему не возвращался на могилы своих предков, тот не увидел колыбель своих потомков.

Труды любого народа, в том числе и хорватского, – мера его самости, мера соответствия самому себе. Народы освобождаются восстаниями, революциями, защищают целостность пограничными караулами, но это все освобожденным и защищенным сохраняется только сбереженным народным творением ума его поколений в неписаных и писаных трудах народа, личностей и групп. Землей можно владеть, однако делам его жителей можно только служить, дабы быть награжденным этим служением. То, что изначально красиво всегда – бесконечно терпеливые поступки предыдущих поколений, неописуемая их изобретательность, духовная жажда, превосходящая плотскую – сколько бы это не перетекло в пшеницу и не переплавилось в золото – уже навсегда останется нетронутой ценностью в первозданной духовной сокровищнице этого народа.

В песнях воспеваются праведность и любовь, а более всего – любовь к правде и праведность в любви вопреки всему; даже когда свирепые погромы проносились над кровами и колыбелями этого народа, и тогда жажда правды не усиливала порыв отмщения.

Эти песни, между прочим, сильно воздействуют на душу слушателя, который их мало-помалу заучивает наизусть; видел и сам кого-то, кто плачет и умирает в тоске по кому-то. И народ поет по-особенному в ночи о старых подвигах славянских героев и королей или о трагических событиях. Если случается, что путник идет на соседний берег, тогда он повторяет тот стих, который пел его попутчик, и такое попеременное пение продолжается до тех пор, пока расстояние не разлучит эти два голоса. (А.Фортис).

Малые народы часто становятся рыбками в аквариуме больших, но этих маленьких рыбок природа одарила колючками – и нет больше лакомого куска для больших рыб; а  временами кость малой рыбы и до сегодняшнего дня сидит в горле большой рыбы и делает ее голос скрипучим, даже если она не поет.

Интеллигенция пишет для интеллигенции, пока народ размышляет и за народ, и за интеллигенцию, за ту интеллигенцию, которая снова будет писать за народ. Народ пишет от том, что не сказано, не спето и не станцовано, народ не списывает с умных книг. Когда творит народ, у него для этого одна причина – жизнь и жизненность того самого народа, историческое течение которого в тот миг совершает поворот колеса водяной мельницы в результате сохранения наследственной веры в тот святой помол. Поэтому родина песни и танца – в сердце народа, и то, что сотворено народом и культурой этого народа, является путями, которыми идет этот народ, а его разноликость и неповторимость – это перекрестки тех путей, а мораль – дорожные указатели на этих перекрестках. Так обычаи становятся традициями, а традиции превращаются в культуру, а культура – в духовность».

Эти великие слова о Хорватии написал Любо Стипишич Делмата, исключительно уважаемый деятель искусства, который всеми своими делами показал себя воистину влюбленным в эту маленькую землю большой красоты.
 

  • Контактная информация

  • info@villa-vasilisa.ru
  • +7(903) 124 20 99(рус.)
  • +7(903) 124 24 52(рус.)
  • +385 98 187 92 43(хорв.)
  • Представитель в Москве
  • 121019, Россия,
  • ул. Новый Арбат, д. 21
  • контакт

  • * Обязательные для заполнения поля