Русский English Deutsch Hrvatski

дайвинг на острове Вис с богатым подводным миром

Останки «Вассилиоса»
 О грузовом пароходе «Вассилиосе» (чье название напоминает название виллы «Василисы») известно совсем не много. Он принадлежал греческому корабельному магнату Трикоглу Андросу, который ее купил в 1938 году. Пароход потерпел крушение в ночь на 19 февраля 1939 года на пути из Сванси в Венецию при перевозке угля. Вслед за повреждениями на корме последовало столкновение с внешним краем мыса Ступище, и через некоторое время корабль пошел ко дну и лег на левый бок.
Что можно увидеть?
После того, как нырнете, на глубине 15 м можете увидеть носовую часть парохода, килем повернутую к суше. Справа – спущенный якорь с цепью, которая свисает из отверстия в корпусе, проходит через весь форштевень и теряется в глубине. Через большое отверстие в грузовой части можно войти в помещение, в котором перевозили уголь. И вправду, на дне лежит куча комков, похожих на камни, – это уголь. Ныряя возле останков, можно увидеть передний рангоут, который все еще на своем месте. На корме не так давно можно было еще найти кормило и даже подвигать им, но сейчас его там больше, к сожалению, нет. Кормовая часть корабля находится на большей глубине, поскольку корабль лег на дно в том месте, где оно косо уходит в глубь моря на 55 м.

Пароход «Бриони»
Пароход «Бриони» построен в Монфалькони в 1909 году. Это был пассажирско-грузовой пароход, который развивал скорость в 12,5 узлов. Он плавал по береговой линии Далмации и Албании, перевозя пассажиров и грузы. За время Первой мировой войны плавал на службе военной флотилии в качестве транспортного корабля; впервые был поврежден в 1917 году, когда налетел на островок Галун возле Крка.
Корабль затонул 2 фераля 1939 года на линии Сплит-Вис из-за непогоды, плохой видимости и сильного дождя, ударившись о берег недалеко от мыса Езеро на островке Равник. По достоверным источникам, перевозил партию табака и вина.
Что вас ожидает?
«Бриони» лежит на левом боку на глубине от 4 м (корма) до 60 м (носовая часть). Видимость в этом месте преимущественно отличная, но из-за усложненной отдачи якоря, часто нырять в этом месте невозможно, в частности во время непогоды.
Сам пароход в отличном состоянии. Деревянные части палубы сгнили, поэтому можно очень хорошо рассмотреть внутренность рубки и машинного отделения. На корме находится огромный винт и огромный лист кормила. А еще, плавая вдоль корабля, можно увидеть круглые иллюминаторы, кормовые ряды шлюпок для спасения и хорошо сохранившиеся мачты.

Корабль «Тэти»
Корабль «Тэти» был старым кораблем, который до времени своей гибели сменил 6 хозяев. Он принадлежал итальянской компании из Равенны. Построен был в 1883 году в Америке и за свою жизнь преодолел тысячи морских милей. Затонул 23 мая 1930 года, налетев на скалы мыса Малый Барьяк возле Комижи, вероятно, из-за ошибочной оценки расстояния до берега, хотя экипаж корабля был очень опытным. Экипаж «Тэти» спасли комижские рыбаки. Корабль невозможно было снять со скалы Малого Барьяка, поэтому он там находился еще некоторое время, пока зимние штормы не сбросили его и он не исчез под покровом моря.
Что открывается взгляду?
Первые следы останков (носовая часть) видны уже на глубине 10 м и лежат на скалистом участке. Остальная часть корабля находится на небольшой косе песчаного морского дна, это на глубине 35 м, где и кормовая часть корабля.
На небольшом участке облицовки форштевня виднеются гранитные кубы, которые перевозил корабль. Глубже находится паровой котел и сохранившаяся паровая машина, возле которых разбросаны остатки корпуса. Кормовая часть корабля и палуба тоже сохранились, и на них можно увидеть помещение грузового склада, в которое легко можно войти. Кроме того, на самой корме находится вспомогательное кормовое устройство с хорошо сохранившимся стальным кормилом.

«Урсус»
«Урсус» вышел из гавани Задара 30 января 1940 года, буксируя нагруженный оружием понтон, который нужно было доставить в Албанию. В утро 31 января, когда «Урсус» проходил мимо северо-восточного берега острова Вис, на расстоянии 1-2 миль от корабля вынырнула британская подводная лодка и начала огонь по кораблю. Первые гранаты повредили тягачи, один из которых разбил машинное отделение. Вспыхнул и пожар, который перекинулся на груз корабля, состоявший из гранат, сложенных на понтоне. Поврежденный корабль начал тонуть. Экипаж корабля успел спастись на одной из шлюпок, куда поместили и раненых. А тем временем экипаж начал стрелять в подводную лодку, после чего та исчезла под водой.
Увидите:
«Урсус» покоится недалеко от мыса Стончица. Корабль лег на подводный холм, вершина которого находится на глубине 35 м, и соскользнул по песчаному склону форштевнем вниз. Нырять начинаете, спускаясь по направлению к корме «Урсуса», которая расположена на глубине 45 м. На корме очень хорошо видны алюминиевые буквы, кормовая балюстрада, через кормовую палубу виднеются тщательно смотанные металлические шланги, которые когда-то защищали оснастку во время буксировки. По направлению к середине корабля, можно увидеть и поврежденную дымовую трубу, которая упала на капитанский мостик. Носовая часть находится на глубине 55 м, на этой части корабля есть маленькая пушка, повернутая вправо. Форштевень своей нижней частью зарыт в песок на глубине 60 м.

Вооруженный бриг
В истории этих останков много неизвестного: найдены они были в середине 80-х иностранным ныряльщиком Сержем Гобба, членом висского клуба ныряльщиков. Из-за относительно большой глубины и военного запрета нырять в той местности корабль остался нетронутым, что большая редкость для таких останков. Во время исследования, которое провело Министерство по защите памятников культуры, установлено, что находка очень редкая и важная, и вероятнее всего речь идет о военном корабле начала 19 века. Предполагается, что корабль пострадал от сильного южного ветра или когда ночью проходил висский порт. Долговременное воздействие морской воды на деревянный корпус оставило мало чего от самой обшивки, кроме той части, которая находилась в песке (в основном, рубка и подводная часть корпуса). Однако осталось 16 орудий (2 бронзовых и 10 железных – бронзовые извлечены для изучения) и 4 огромных якоря.
Можно посмотреть:
Уже на глубине 25 м увидите очертания орудий, а в нескольких метрах над кораблем можно заметить и очертания его корпуса. Орудия точно расположены одно возле другого, как когда-то это было на корабле. На той части судна, которая смотрит на юг, находятся три огромных якоря, а напротив них – еще один. Части оснастки и обшивка мачт разбросаны повсюду, как и предметы, которые под слоем улиток и ракушек уже невозможно распознать. Недалеко от форштевня из песка выглядывает крюк пятого якоря.
 

  • Контактная информация

  • info@villa-vasilisa.ru
  • +7(499) 130 48 74(рус.)
  • +385 91 2122 231(хорв.)
  • Представитель в Москве
  • 121019, Россия,
  • ул. Новый Арбат, д. 21
  • контакт

  • * Обязательные для заполнения поля